Беспредметно

in RU Steem3 years ago

11111_1.jpg
Скажите: вы расстраиваетесь, когда у вас что-то не получается?
Можете не отвечать - понятно:"Да".
А когда не получается у тех, кого вы научили? Вы рассказали - всё что знали. Показали - всё что есть. По-многу раз прошли "теорию" и посмотрели на примерах...
Человек пытается делать как вы и... не получается. Не лентяй, не рукожоп, он вполне искренне хочет "так же" (а в душе - "лучше"), но вместо результата - "пшик", разочарование, досада.
Он винит себя.
Вы... - себя.
Я всегда виню себя. Это происходит рефлекторно, подсознательно:"Значит Я чего-то делаю не так, коль у НЕГО не получается, как надо".
Я вспоминаю, случаи, когда у меня самого не получалось, как ни старался. А у других - всё выходило классно.
От этого мне было ещё горше. И я в тайне завидовал другим : "им повезло с наставниками".
Хотя по здравому то разумению - причем тут педагоги?

В детстве у меня никак не выходило сделать детекторный приёмник. Ну что-там хитрого? Диод -катушка-конденсатор и наушники. А не работало нифига! Собирал всё как написано в журнале. Перепроверял. Но фиг...

mir_12.jpg
Сын почему-то сразу всё собрал и сразу заработало. Потом ещё. Сложнее.. Сложнее... А потом ему это наскучило и бросил. Пошёл учиться на моряка. Почему? А потому что я плохо научил его собирать приёмники. Почему плохо? А потому что сам не сумел.

Или вот другой пример : жена пыталась научиться ездить на велосипеде. Все это умеют - ничего хитрого. Но не сразу. Кто-то с пяти лет. Кому-то надо тридцать... Я умел с пяти и, придерживая её за раму, повторял: "Ничего хитрого: смотри вперёд - крути педали.." Она смотрела, крутила и вполне нормально ездила. А потом перестала.
-Почему?
-Я боюсь упасть.
-Все падают - это нормально.
-Это больно.
-А рожать было не больно?
-Что ты вообще об этом знаешь?!..
Так и забросила велосипед - рожать то я и вправду НЕ УМЕЛ.

KMO_090981_11098_1_t218_232912.jpg
Вчера на одном из ресурсов по 3D-моделированию появился комментарий под моим постом : "Я все распечатал по вашим чертежам, но у меня не работает? Я что-то делаю не так..."
Без знака вопроса в конце! Вот так с уныло-безнадёжным многоточием.
Т.е. тут вообще нет никакого фактора обучения: я просто (бесплатно) выложил исполнительный файл одной штуковины, которую я сам придумал, сделал и она у меня прекрасно функционирует. Чего тут может быть не так? Загружаешь файл в 3D-принтер, включаешь - он тебе точ-в точ такую штучку распечатает (а может даже лучше).

Не пропадает рифма же в стихах от многократной копипасты!!!

Но.. Не работает.
Начинаем переписку.
"...А мотор у тебя вращается в правильную сторону...?"
"...А напряжение на батарейке есть?..."
"...А ты, после распечатки детали, очистил все отверстия?... Убрал технологические перемычки?.."

Длинная беседа, в общем...
И по мере диалога я начинаю вспоминать: у меня тоже редко чего сразу запускалось. Вот так чтоб "с-пол-пинка" - пересчитать по пальцам можно. А в основном то дыр-дыр-дыр и ... "пшик". Потом ещё раз дыр-дыр-дыр и.."пшик". И ещё.. И ещё... И через "ёб-твою-мать!"... "пшик-пшик-пшик- пыфффф"...
Заброшенных проектов, недоделанных тем - целое "кладбище". Как хорошо, что я не врач и могу это слово ставить в кавычки!
И эти мысли так меня захватывают, что пропускаю финиш диалога: "Да, собственно, работает то всё... Просто я думал, что оно будет летать-плясать-и-петь, а оно только летает..."
Несбычность эстетических иллюзий - да - это драма!
Т.е. ты ждёшь одно, мечтаешь, а в работе - всё как-то преземлённо. Марсоходу требуется земля, в смысле - та, что с маленькой буквы. Иначе он не ходит , даром что на Марсе.
Вангую, чувак поиграется и бросит. Я же ведь БРОСАЛ!!

unnamed.jpg

По завершение 3-го курса у сына снова практика. Снова на паруснике. Только теперь уже в команде... Если будет команда. Потому что "команда" на корабле - это когда у каждого матроса "судовая роль". И надо что бы он ей соответствовал - за кораблями на буксире "скамейку запасных" не возят, тут вам не хоккей.

Сын учится нормально. В команде он - на месте. Но так везёт не всем и командир поручает "успевающим подтянуть отстающих". А иначе - не видать вам парусов.
За ужином, хмурый весь в печали, сын, не глядя в мою сторону, спрашивает:
-Папа, а у тебя есть отстающие студенты?
-Ты что - "отстающий"? Вроде же всё нормально было?
-Не отвечай вопросом на вопрос... Есть или нет?
-Ну есть. Они везде есть. И чо?
-И как ты дураков учишь?
-Дураков, сынок - не научить.
-Понятно... А умные - сами учиться умеют...

Круг замкнулся : я - плохой отец. Не сумел, не научил и не сумею научить того, кому учить - которых "не умеют".
Ну, может быть не "круг". Квадратик. Эллипс. Спиралька Архимеда. Нужное подчеркнуть. Считайте как хотите.

Или вы всё же не расстраиваетесь если что-то не выходит?
А то я тут насочинял всего такого... Беспредметно.

. . . . . . . .
На картинки не смотрите - их полный интернет.

VNV.jpg

<позади "Картуазная башня" | впереди пока ничего>

О Г Л А В Л Е Н И Е

Sort:  
 3 years ago 

Я думала, что у меня одной не получилась дружба с велосипедом.

 3 years ago 

Не расстраивайтесь - это не главное.
Главное - научить других :)

 3 years ago 

ой, не только

 3 years ago 

...это когда у каждого матроса "судовая роль". И надо что бы он ей соответствовал...

вот это соответствие в любых начинаниях и надо пытаться усмотреть у себя, у детей, у любых воспитанников и вовремя переориентироваться, чтобы не плодить мучеников.
Единственное, что у меня так и не получилось, это выйти на водных лыжах на поверхность воды. Но более двух попыток я и не стала применять, сочтя это занятие лишним и слишком затратным, если тело не готово к такой нагрузке, но прекрасно справляется со всеми другими.

 3 years ago (edited)

Но более двух попыток я и не стала применять, сочтя это занятие лишним
Может, надо было попробовать вот так?

ещё варианты:
https://steemit.com/hive-139751/@nklm/vladivostok-boat-show-2021
(по ссылке кликабельные фото)

 3 years ago 

с этим было бы проще, потому как тренирована на подобное тогда была.

 3 years ago 

мильён раз уже произнёс своим ученичкам, что невозможно научиться решать задачку, аккуратно переписывая с доски моё решение и слушая объяснения. Как нельзя научиться кататься на велосипеде, тупо глядя на катающихся. вот, пример с великом, оказывается, очень популярен ))

 3 years ago 

Когда тебя не слушают, валяют дурака и прочее - то и душа не болит. "Кто не успел - тот опоздал"
Совсем другое дело, когда не получается у того, кто честно старался и действительно хочет чему-то у тебя научится. В такие минуты я чувствую себя дураком :/

 3 years ago 

Учитель - это тот, кто учится сам. =)

А дальше... ученик повторяет, у него все прекрасно получается. Он делает вывод - однако, он гений и может все. Включает собственные мозги и пшшшш. Да, это расстраивает. Но это, наверное, логично, потому что, чтобы чему-то научиться, надо учиться самому. Самому наблюдать, самому делать выводы и т.д.

Кстати, в буддистских храмах кунг-фу учили именно на повторах, никому ничего не объясняли. Само доходило. =)

 3 years ago 

Кстати, в буддистских храмах ...
...ещё и бамбуковой палкой по балде колотили, что бы оно лучше "само доходило", значит :)

Но с тезисом согласен: учишь - пока сам учишься. Чуть за тупил - приплыли.

 3 years ago 

...ещё и бамбуковой палкой по балде колотили, что бы оно лучше "само доходило", значит :)

Это, наверное, чтобы не было слишком много желающих. :)

 3 years ago 

Это - дзэн!

 3 years ago 

Цигун постигается примерно так же. Смотри и повторяй, ответы сам ищи.

 3 years ago 

Посмотрите первую фотку в посте https://steemit.com/hive-139751/@avoicest/daidzhest-ru-steem-28-06-2021-kuratorskie-nablyudeniya Похоже на австрийского художника, которого вы упоминали?

 3 years ago 

Похоже, но...там слева есть свет (маяк, вышка?) и это уже другие ощущения. Нет беспросветности.

 3 years ago 

Мне эта вышка показалась живым существом. Как тот призрак в ветвях.

 3 years ago 

интересная ассоциация... а тот призрак был живой? Он не плод нетрезвых гуляк?)

 3 years ago 

У австрийца? Не знаю.

А на фотке - в реальности это совершенно точно вышка, и фотографировала я только стену дождя. Фотоаппарат разглядел вышку и вот. Призрак куратора озирает окрестности.

 3 years ago 

))) темно очень, не знаю, хватит ли его остроты зрения.

 3 years ago 

Кстати, в буддистских храмах кунг-фу учили именно на повторах, никому ничего не объясняли. Само доходило.

скорее "сама" и не доходило, а приходила и начинала учить, открывать. Или не приходила, если неофит не готов. Я о Ци.

 3 years ago 

Возможно. =)

 3 years ago 

я вообще ничему не научилась. делаю что получается, а что не получается - не делаю.
не могу вспомнить, чтобы я кого-то чему-то научила.
мальчика малолетнего научила говорить слово туда-сюда. Но он сам подхватил, я его совсем другому учила - не выезжать за установленные мной границы.

 3 years ago 

мальчика малолетнего научила говорить слово туда-сюда.

Кстати да: всем премудростям русской ненормативной лексики меня в 5-м классе обучила соседка по парте. Очень красивая девочка была (до сих пор - любофф!), отличница - закончила школу с медалью... Но что б без мата хотя бы одно слово сказать?.. Ну вы поняли...
Я из-за неё стал книжки читать. Хотел постичь премудрость : как можно говорить целые предложения и ни разу не сматериться?

 3 years ago 

Я из-за неё стал книжки читать. Хотел постичь премудрость : как можно говорить целые предложения и ни разу не сматериться?

Вам мешали ее маты?

 3 years ago 

Сперва - да.
Затем - втянулся.
Сейчас не могу без них :)

 3 years ago 

Ты лучше всего учишь тому, чему тебе самому нужно научиться. © Ричард Бах.

 3 years ago 

Вот как это относится к езде на велике?
Я катаюсь. Не гонщег и не каскадер. Мне НЕ НУЖНО больше того, что я УЖЕ умею.
И даже если ради того, что б обучить жену, я попытаюсь разучить езду на одном колесе и без руля и т.д. - это никак не повлияет на ее боязнь упасть. Она будет стоять, смотреть на мои "фокусы", может даже хлопать в ладоши или наоборот от зависти грызть ногти, но... не сядет (хотя умеет!), потому что "боится".
Я сам падал сотню раз. Случалось даже весьма экстремально... , и тем не менее сумел сохранить кости/голову как еще мама родила. Т.е. мой опыт как бы и показывает : " ну упал.. Ну и чо?.."
Мне показывает. Ей - нет.
:/

 3 years ago 

Я боюсь упасть. При чём в детстве я гоняла, падала, разбивалась и снова гоняла. А лет чере ... надцать в очень взрослом возрасте мне стало страшно. Пришлось купить низкий велосипед, для городских поездок. С него упасть не возможно. Попробуйте, может и ваша жена будет себя увереннее на нём чувствовать?

 3 years ago 

Да. Спасибо.
Велик у неё конечно шоссейный, потому что "низкий" на нашем рельефе - некамльфо.
Но, возможно, вы правы.

 3 years ago 

Как я понимаю Вашу жену.

 3 years ago 

Раньше вообще считала себя виноватой во всем... потом поняла, что в том, что другие пытаются на голову залезть - виновата все ж не я.

И перестала и себя винить и вообще замечать промахи и косяки других людей. Это их путь. Я не могу отвечать за всех и все... ну просто не потяну...

Поэтому считаю нужным дать велосипед, посадить в седло и рассказать как крутить педали... дальше сами-сами... не получается? тырнет в руки. Слава богу есть ютуб, есть масса других ресурсов. Кто хочет - тот научится.

Есть старая суфийская фраза "нельзя научить, можно лишь научиться"

 3 years ago 

"нельзя научить, можно лишь научиться"
По большому счёту - да.
Но когда кто-то с гордостью говорит :" Я - ученик такого-то!", или "Моим учителем был Сами знаете кто!", в этом что-то есть.
Учитель - это не совсем то же самое что "педагог".
И обучение - это не только перезапись информации из одной головы в другую. Ответственность всё-таки существует.

 3 years ago 

Но когда кто-то с гордостью говорит :" Я - ученик такого-то!", или "Моим учителем был Сами знаете кто!"

Это говорит о том, что мастер был знаменит, как в случае с Родниной. Она знаменита - не вопрос. но кто не глядя в гугл может назвать ее хоть сколько-то известных учеников?

 3 years ago 

Да. Это тоже правда. "Быть хорошим учеником" не обязательно означает "превзойти учителя".
И да, возможно , что плохого учителя действительно никак превзойти , потому что научил из рук вон плохо :))

Coin Marketplace

STEEM 0.20
TRX 0.15
JST 0.030
BTC 65317.17
ETH 2646.03
USDT 1.00
SBD 2.86