L for Library .:. моя библиотека - часть 5steemCreated with Sketch.

in Steem-BRU (BY-RU-UA)3 years ago (edited)

Кто пропустил, краткое содержание предыдущих серий: 1, 2, 3. По техническим причинам, следующим нумером идет 5. Четвёртую не ищите, я ее не написал (но конечно сделаю, если сезон продлят!)

Какая книга в наш вывихнутый век гаджетов и мобилок по-любому остаётся с нами, издается, печатается на бумаге и неизменно распродаётся (да еще и такими тиражами!) Что можно найти в каждом доме, если вы не мизантроп, конечно? Слышу возглас из зала: газеты! Нет, не они. Так... правильно! Итак, тема сегодняшней лекции - детская книга.

Последние три дня я только и делаю, что фотографирую книги для сегодняшнего поста. Ну, и еще глазки строил всем мимо проходящим странным существам. Их же еще с полок надо выковырять, потом каждую разложить, выбрать что показать... работы было много, потому что детской книги у нас немеряно.

IMG_2039.JPG

Книжный стеллаж, который вмещает примерно половину наших детских книжек. То, что лежит в самом ближнем доступе. Сказки и всякие красивые альбомные книжки с картинками лежат так, что не сфотографировать, не удобно. Кстати, стеллаж тоже с помойки принесли вместе с дочкой с моей работы, когда она загнулась и весь офис подвергся мародерскому разграблению самими сотрудниками - тащили все что можно. Я вот спас немного много бумаги, и один стеллажик для книг. Пришли с дочкой ко мне на работу, с отверткой, ушли с кучей досок подмышкой. Есть что вспомнить! Вещица с историей. Хоть и не такая кайфовая, как сундук чьей-нибудь прабабушки 18 века... или резной шкаф в стиле барокко 17 века, встречаются в питерском старом фонде и такие.

И это еще я не все вам показывать буду. На антресолях мы храним пару добрых "вязанок" с дочкиными школьными тетрадками за первые три класса, и там же - коробища с книгами жены, теми которые у нее в детстве были. Советский винтаж! Издательство "Малыш", "Детская литература", серии "Моя первая книга" и все такое. Не в идеальном состоянии, конечно - но это уж такое у детской книги базовое свойство: она как расходный материал, зачитывается и истреплевается вплоть до дезинтеграции на странички. Как раз по этой причине - я это вам говорю как дипломированный книговед и редактор - детская книга как правило не доходит до будущих поколений, крайне мало сохранилось образцов от 19 и начала 20 века... прошу прощения, я отвлёкся.

Итак, книга для детей в общих чертах повторяет все типы книг для взрослых, исключая конечно научную литературу. Это художественная литература, научно-популярная, учебная, справочная, деловая (практическая), религиозная книга, и изобразительные издания (альбомы, раскраски, книжки-картинки). Пожалуй, на этом лекцию можно и закончить, а теперь - слайды!

sep1201.png

В нашей библиотеке все эти типы книг в том или ином количестве присутствуют. Некоторые именно что "присутствуют" и только копят пыль, а некоторые работают всю дорогу, не останавливаясь. Религиозную литературу я наверное показывать не буду, хотя там есть крайне интересные экземпляры, в некоторых мы с женой даже принимали участие. Ядро, конечно, составляет художественная книга и научно-популярные издания. Деловая-практическая книга (из серии сделай-сам, научись-как) пока не востребована, так же как и справочная. Я периодически подсовываю ребенку научно-популярные энциклопедии, на тему природы и Вселенной, но видимо запрос пока на книги попроще - и тут отлично справляются менее фундаментальный науч-поп.

Справочная литература

Справочная литература, это прежде всего словари и энциклопедии. Словарей у нас я на вскидку не припоминаю (у меня в детстве былл "Словарь юного химика" - увы, химика из меня не вышло, одной книги маловато :), а энциклопедия - вот одна прямо передо мной лежит, работает подставкой под монитор. "Советская Детская Энциклопедия", 1960-й год. Это седьмой том, посвящен человечьей истории. Вытаскивать я уж не буду, но поверьте, содержимое роскошное и ничуть не устарело - в той части, где про Древние цивилизации. Про 19 века и борьбу классов, конечно, лучше не читать :)

IMG_2169.JPG

Остальных томов у нас нет, в моем детстве это был жуткий дефицит, из моих знакомых ни у кого не было. А наступила новая эра - кто-то отправил свой экземпляр прямо на помойку. Там и еще были тома (не полный комплект из всех десяти), но я соблазнился только Историей. С современным школьным учебником для 5-го класса если сравнивать - просто смешно становится. Смех сквозь слёзы, что именно из всего этого тысячелетнего наследства человеческой культуры и истории - "вошло".

Расскажу еще об одной книге, которая у меня в детстве как раз была. Это переводная с английского энциклопедия "Радость познания", выпущенная в 1982-84 годах. Тома выпускались раз в год, и моя мама по какому-то блату ухитрилась на нее подписаться, и дарила мне по томику на дни рождения. Тома "Человек и машины", "Наша планета" на меня как-то не впечатлили, а вот "Наука и Вселенная" и "Человек и природа" были очень даже зачитаны, выборочно конечно - энциклопедические издания не предусматривают сплошного употребления пользователем :)

IMG_2074.JPG

Эти два тома я перевез из родительской квартиры к себе, и когда возникают темы для рефератов, я периодически дочке их подсовываю. Зацените содержимое на примере пары разворотов.

IMG_2076.JPG

IMG_2078.JPG

IMG_2077.JPG

Тут и про грибы есть. Но я использую более простые источники (еще напишу про грибы отдельно).

В общем, уровень очень достойный - отнюдь не пересказ банальностей, а такой конкретный научный уровень, что будит развитие интеллекта в голове. Но, опять таки, пока слишком рано, думаю в старших классах школы и далее юзер сам будет радостно пользоваться и познавать, без папиной помощи. Кстати, если для вас / вашего ребенка актуально, на авито эта книга легко доступна, ценник меня поразил (неприятно) - люди избавляются от этой роскоши по цене вплоть до 100-200 рублей (за том). Дааа... поневоле потеряешь веру в людей. Ну, видимо, время такое - не знания сейчас в цене... а такое вот, к примеру:

IMG_9826w.jpg

Нет, это вообще ни разу не детская книжка. Но должна быть настольной у всякого нормального ребенка, который хочет вырасти в Билла Гейтса или этого гада... который там Амазон замумтил? а, Безаса! Энциклопедия глупости, лоховства, цинизма, мошенничества, короче нормальных человеческих отношений и как "выбиться в люди" - на примере выдающихся человеческих экземпляров. Ладно, шучу. Едем дальше.

sep1201.png

Науч-поп

Есть в возрасте ребенка возраст, когда каждый день он генерит все новые и новые "почему"; мы этот период давно преодолели, и не без помощи кучи книжек. Как мне помнится, не все пользовались равным успехом, например книжечки про историю родного города "вообще не пошли" (запроса еще нет)..

IMG_2058.JPG

....а книги про устройство человеческого организма - открывались и смотрелись бесконечное число раз.

IMG_2047.JPG

У нас их три - есть еще старая советская книжка, уже без обложки, я не стал ее фоткать. Умели, ох умели раньше популяризировать знания! Та старая - лучше обеих новых, вместе взятых! (Не в смысле полиграфии, конечно).

IMG_2055.JPG

Целая серия книжек для малого дошкольного возраста - путешествия с Софи. Неплохой вариант для самых маленьких, с чего начать. Вот так это выглядит внутри:

IMG_2057.JPG

IMG_2056.JPG

Теперь вы знаете, откуда я знаю все что я знаю про грибы. Отсюда. Беру у детки с полки книгу, и фигачу глубокомысленные посты. А если гриб редкий и про него Соне ничего не рассказали, я так и пишу - редкий неидентифицированный гриб, неизвестный науке.


IMG_2060.JPG

Серия недешевых книжек издательства "Манн, Иванов и Фербер" (запоминаем имя - хороший издатель, знают культуру и умеют делают качественные книжкки), понятно о чем: рассказы о минералах, яйцах и семенах. Про грибы, к сожалению, автор не писала - или не переводили. Вот так выглядит разворот-определитель яиц.

IMG_2061.JPG

Стоящие книги, рекомендую потратиться. Текста немного, в основном красиво выполненные картинки и подписи. Ребенку будет интересно.

Я кстати забыл сделать лирическое отступление. Мы с женой очень придирчивы по части иллюстраций. Считаем, что глаз ребенка должен быть "насмотрен" на хороший арт, сделанный со вкусом (оригинальная идея, не правда ли?). Но вокруг так много говнища, сделанного вчерашними двоечниками - чисто ради легко срубить капусты... Ведь глаз-то привыкает. Что каждый день видишь вокруг, то и начинает казаться нормальным. Вырастают новые люди - и включаются в процесс, "мир состоит из говна и надо навалить его еще больше". Я серьёзно. Не экономьте на книжках с хорошими картинками! Да, они стоят дорого - но запоминаются на всю жизнь... с долгоиграющими последствиями, на самом деле.

Плохих книг к-е нам не нравились, мы старались не покупать. Разве только если припрёт и хорошего варианта вообще нет, или он не доступен. Поэтому данное предуведомление. Я не буду после каждой книги дополнительно писать, что художник хороший и картинки зачетные. Писать буду - как раз в исключительных случаях, когда наоборот.


IMG_2103.JPG

Неплохие книжки, но у нас они не пользовались спросом, по ряду причин. Не в последнюю очередь, потому что есть еще "Энциклопедия шрифтовых эффектов в Фотошопе", хыыы. Нашего ребенка мы влюбили в книги и буквы без помощи этой серии - при помощи других (хороших) книг.

IMG_2072.JPG

IMG_2073.JPG

Годный атлас звездного неба и науч-поп про астрономию, звезды, Солнечную систему etc. Тривиа. А вот гораздо более крутые книжки, издательский Дом Мещерякова знает толк в старых советских книгах, знает что стоит переиздать - и переиздает массу чего интересного.

IMG_2066.JPG

Трилогия книг Ефрема Левитана выпущена в серии "Пифагоровы штаны". Это мастерский образец популяризации и рассказа "просто о сложном". Вместе с гномом Кнопкиным и его рассеянным "коллегой" Недоучкиным двое любопытных детишек (и мы вместе с вами) узнаём много интересного об устройстве Солнца и о других наших соседях по космосу.

IMG_2067.JPG


IMG_2016.JPG

Одна из лучших книг об истории отношений человека с морем: про мореплавание с древнейших времен до ХХ века. Удивительно, у нас их две штуки: одну я где-то раздобыл в юном возрасте, когда бредил морем, а вторую - нам отдали знакомые знакомых мешок старых советских книг, которые они предпочли пристроить в руки желающим, нежели скормить помойке. Я с необыкновенным чувством встретил ее там, как старого друга! тем более что моя копия осталась у родителей. Книга пока не прочитана - делал пару заходов в прошлом, но у девочки нет запроса на море и историю, хехе. Объективно. Будем прививать, надеюсь что в школе не затопчут эти ростки чувства...

Еще про историю

IMG_2049.JPG

Вот эта книга (справа) как раз призвана этот интерес всемерно оживить.

IMG_2048.JPG

IMG_2050.JPG

Большой красочный альбом, визуализирующий чуждые нам страны и что там когда происходило (по верхам, самые сливки: Наполеон там, Мухаммед, Марко Поло, и все такое). Это жена купила, на мой взгляд такое лучше брать в библиотеке, советовать не стану. А вот вторая книга куда интереснее. Если вы не знакомы, то сейчас я вас... познакомлю, да так что в магазин побежите. (Шучу.)

Главное на обложке написано: всеобщая история, репринт.. книжка 1912 года, Корнфельд какой-то, Сатирикон. Поднимите руку, кто знает что за Сатирикон такой был в царской России в 1912 году (почти эталонный 1913-й, с которым в Советской России все любили сравнивать). Не знаете? лес рук, мда. Ну а имена Аверченко или Тэффи кто нибудь... ага, слышали, молодцы. Так вот, "Сатирикон" был такой юмористический журнал навроде советского "Крокодила", только намного круче. И редакционная команда у него была, целое созвездие талантов. Однажды им пришло в голову поиздеваться над гимназическим учебником истории Иловайского, по которому детки, кого угораздило не в реальное а в классическое образование угодить, мучались. Бедные дети! В общем, это переписанная блестящим пером античная и новая история, с картинками разумеется, которая хороша не сама по себе, а как блюдо на закуску, когда человек уже знаком со всем контекстом. Сейчас то, конечно, учатся по совершенно другим учебникам, поэтому большая часть шуток, то над чем стебутся авторы, оказывается не очень понятным вне контекста.

IMG_2051.JPG

Вот вам характерный кусочек про историю крестовых походов. Почитайте, сделайте себе такую приятность! А нижеследующий фрагмент из греческого раздела, и посвящен воспитанию детей в Спарте.

IMG_2052.JPG

Книжка эта встретилась на моем жизненном пути когда я учился в уничерситете, и так понравилась, что я дал себе слово ее выпить обязательно ее прочитать, потом долгие годы она отказывалась передо мной появляться, но я помнил. И вот года три назад как-то вдруг торкнуло, я слазил как обычно на авито, нашел желающего уступить ее за сущие сто рублей, и книжку мне прислали - аж из Ставрополя! Подарил ее моей дочке на день рожденья, но оценить такой шедевр в состоянии конечно только взрослые. Так что я сам себя в основном порадовал :) Впрочем, по мере освоения учебного курса, мы ее иногда открываем, например про Дневнюю Грецию - некоторые шутки теперь уже понятные и смешные.


Несколько книг, насчет которых я не так уж уверен, к какому типу их отнести. Пограничные случаи.

Очень классная и полезная книга для детей дошкольного возраста, которую написала психолог Л.Петрановская. Пожалуй, ее стоит отнести уже к практически-деловому типу изданий, хотя вообще, не знаю. О чем она - по обложке все понятно.

IMG_2059.JPG


Про эту книжку, наверное, знают многие. Но не все в курсе, как давно она была написана и кто такой, собственно, был этот Ян Ларри. Первое издание вышло в свет в 1937 году, а ее автор был помещён в Волго-Балт, о чем разумеется стыдливо предпочли забыть, при последующих переизданиях про автора много не говорили. На обложке стоит - и ладно. Почитайте в википедии его биографию... достаточно упомянуть, что единственное его фото, к-е везде повторяют - взято из энкаведешного досье. Между тем, это действительно выдающаяся книга. Одно время мой ребенок был готов перечитывать ее бесконечно, на реверсе. Вот что делает правильное издание с правильными картинками и тактильными ощущениями в руках! Про сюжет: дети фантастически уменьшаются до состояния букашек, и вместе с профессором выживают в микромире, ищут дорогу домой и узнают про живой мир, про растения и насекомые массу вещей. Это конечно "детская фантастика" - но при этом еще и науч-поп высшей пробы!

Нет, издания 37 года у меня разумеется нет, и картинки там такие, что вызовут у современного избалованного ребенка лишь недоумение. Но мне посчастливилось (чистый рандом!) в одном из букинистических заходов попать на распродажу книг, списанных из библиотечных фондов. Чего там только не было! Причем, цены были конские - знали, сволочи, что уж если кому надо, тот с любой денежкой расстанется... Я помню как на радостях набрал там целую стопку, с которой потом расстался на кассе, когда предъявили ценники. Денег с собой я много не ношу. Но на одну книгу их тогда хватило, я не пожалел. Это издание 1987 года.

IMG_2167.JPG

(Кстати, обратите внимание на слова "Библиотечная серия" на титуле - это означает, что такая книга принципиально не поступала в продажу, весь небольшой тираж изначально предназначался для централизованного распределения. Велика Расея, на всех не хватает! А почему бы просто не напечатать побольше книг, чтобы на все хватило, спросит меня современный ... эээ.. ну не знаю кто. "Неискушенный молодой человек, не знающий в деталях истории своей страны". Ох, я б ему ответил! а мне потом говорят - вам что же, советская власть не нравится? Нет-с, не нравится, и очень за многое. И за Гумилева, и за Введенского, и вот за Яна Ларри тоже. Да много за что).

IMG_2166.JPG

sep1201.png

чего для счастья не хватает

Таки да, при всем этом великолепии, остались еще неокученные экземпляры, до которых наши жадные библиофильские ручки не дотянулись.

  • Дж.Даррел "Говорящий свёрток" - авторская сказка, которую я в свое время читал в библиотеке, а мой ребенок прочитал уже трижды - в читалке. Увы, увы. Оригинальное издание очень красиво иллюстрировано, именно поэтому книжка выигрывает от бумажной версии.

  • "Путешествие Нильса с дикими гусями". Эта известнейшая книга выдержала кучу переизданий, существуют несколько разных переводов - причем стоит отличать полную версию от сокращенного на три четверти пересказа. Это выдающаяся книга - не просто рассказы о домашних и диких животных, это знакомство с их повадками и характерами. Ещё эту книгу называют учебником географии - автор описала каждый уголок Швеции, его климат и чем там люди живут, сделав из этого увлекатльную сказку. Читая ее, понимаешь что надо беречь природу, бережно относиться к животным, быть опорой родителям, все это в итоге понимает и маленький Нильс. У нас эта книга есть - вот в таком виде, зачитанная до страниц. Мечтаем купить старое советское издание с иллюстрациями Бориса Диодорова в духе модерна. Северный модерн - это, знаете, весчь! Увы, расстаться с своей копией дураков нет, а переиздания - все испорчены тем или иным образом.

  • "Лев, колдунья и платяной шкаф" Льюиса. Держал я в своих руках первое издание этой книги, иллюстрированное Траугот.... сказка! Но увы, букинистики на всех не хватает. Пришлось удовольствоваться переизданием.

Художественную литературу мне в этот же пост уже не уместить, сил нет. Я мог бы и продолжать, но все-таки лучше закруглюсь на этом. Продолжение, как всегда, следует!

sep1201.png

Thanks for visiting my blog!
The post set to 100% powerup, as always.
All images taken by me, copyright (c) @qwerrie
Sort:  
 3 years ago 

обеими лапами поддерживаю мысль о том, что нельзя экономить на иллюстрациях. выбирая для детей эпопею Александра Волкова и приключения Буратино без тени сомнения искался вариант только с рисунками Владимирского. У мамы сохранился "Конёк-горбунок" 1947 года! очень полезный пост, носит исключительно прикладной характер для читающих родителей читающих детей )) спасибо!

 3 years ago 

носит исключительно прикладной характер

да, такая мысль была, она всегда есть за подкладкой -насчет рекомендательности тех или иных хороших книг, издательств, иллюстраторов, изданий.

 3 years ago 

лично для меня полезная информация, мы всегда тщательно подходим к вопросу приобретения книг для своих бармалеек. никогда не забуду подаренную когда-то кем-то книжку стихов для малышей, за которую я бы четвертовал автора и увековечил эту казнь в граните

 3 years ago 

ну вот, стало быть лонгрид написался для двух человек: вас и меня.

как вам "История от Сатирикона" ?..

 3 years ago 

мне близок такой стиль изложения скучных вещей ))

 3 years ago 

Почему кураторы не видят этот пост...

 3 years ago 

дык.

Еле продралась через все упомянутые справочники. Надеялась то увидеть кучу классных иллюстраций типа Трагоут... Шедевр, держала в руках, читала. ^^

 3 years ago 

дык, у меня все отснято, но в 1 пост же невпихуемое не утолкать, сами понимаете. художку приедтся рекламировать в следующий раз :-)
верю, что продирались не без пользы для себя.
честь вам и хвала как читателю-одолевателю лонгридов. нынче на такое уже далеко не каждый способен...

 3 years ago 

подредактируйте, пожалуйста, тег #steemexlibris на #steemitexlibris ))

 3 years ago 

oops! mea culpaaa!

Coin Marketplace

STEEM 0.28
TRX 0.13
JST 0.032
BTC 65999.51
ETH 3019.75
USDT 1.00
SBD 3.71