О внутренних ресурсах

in RU Steem3 years ago

Встретилась тут недавно статья с интересным, как мне показалось, взглядом на то, что сегодня принято называть “зоной комфорта”. Это когда ты в безопасности и твои базовые потребности удовлетворены, там ты менее всего тревожен, в этой зоне отступают страхи и разного рода непонятки. Одним словом, пирамидка Маслоу нам в помощь. Но не тут-то было. Психологи всё чаще высказывают мнение, что нам для личного развития очень полезно покидать эту самую зону комфорта. Типа засиделись мы в шаблонах своего поведения, двигать их надо, иначе не видать нам счастья как собственных ушей. Более того, в зоне комфорта мы, оказывается, деградируем как личности.

Так вот, автор статьи прямо говорит о том, что стремление покинуть зону комфорта - почти разрушительно. Правда и зона эта для всех разная. Кому-то значимо подняться на восьмитысячник (и только там он ощутит полноту счастья), а кто-то, как в анекдоте: “Люблю путешествовать! Вечером посетил кухню - столицу квартиры”.
Зона комфорта - это не просто вами установленные границы, это огромный ресурс, который питает, восстанавливает и даёт силы при выходе из этой зоны. Возможно, нам иногда и нужен пинок, чтобы не засиживаться. Помните? “Ходишь-ходишь в школу, а потом - бац и ночная смена.” Но тотальный выход может так травмировать, что вообще больше ничего от жизни не захочется. Лично мне достаточно просто получать новый опыт. Но потом обязательно возвращаться в свою зону комфорта. Мне там равновесно. Там нет оглушающего стресса, там я могу оценить новый опыт и сделать важные для себя заключения.

Вчера эту проекцию на себя я осознала в полной мере. Восстановление после болезни идёт не быстро и немного напряжно. Казалось бы, сиди дома, больше спи, пей чаи и гуляй неспешно - ровно то, что написано в рекомендациях выписного эпикриза. Не работает: душно, сна нет, чай имеет привкус болотной воды, гулять в город не тянет. Потому и поехала в наш дачный посёлок у родниковой реки на краю соснового бора. Скажете, целительные силы природы? Не без этого. Но я стояла на дорожке своего сада, наблюдая, как с запада надвигается гроза: ветер нёс запах разогретой хвои, первые капли дождя уже падали мне на обнажённые руки и босые ноги. Каждая капля, как ожог на коже. Очень острые тактильные ощущения. Громовые раскаты и чёрные низкие тучи над моей головой, как и эти первые капли дождя рождали чувство полноты. У меня всё есть! По большому счёту, кроме того, что меня окружает, мне ничего больше и не надо.

Именно это ощущение создавало ресурс изобилия и полноты, внутренней силы. К вечеру снова поднялась температура, но я точно знала: ничего плохого со мной не случится. Всё это - последствия работы моей зоны комфорта, тех сил, что питают меня по-настоящему.

"Как только мы выходим из зоны своего комфорта, мы разрушаем какой-то ценный ресурс, питавший наше тело и психику... для того, чтобы остаться в живых, нам нужно начинать выращивать новую зону комфорта — с нуля."

Я уверена: ничего выращивать заново мне не надо. У меня всё есть.

Sort:  
 3 years ago 

Где вы такое нашли? - в точку))) Спасибо-порадовали)

 3 years ago 

люди склонны выдавать свои мысли (или даже мыслишки) за истину в последней инстанции. пишут научные (или популярные) книги, защищают диссертации, а пипл хавает... я в свою зону комфорта попадаю настолько редко, что советы психологов с другой планеты меня совсем не трогают )))) и уж тем более выращивать новую, как и Вы, совсем не собираюсь ))

 3 years ago 

Как сказал один мой друг: "Чтобы выйти из зоны комфорта для начала в неё надо попасть".
Точно, что советы психологов с другой планеты нам только во вред. А многие, особенно молодые люди, так и делают: уезжают из дома в большие города, живут впроголодь на съёмной квартире, едва сводят концы с концами, считая, что за личную свободу надо платить. Свободу от чего, от личного спокойствия? Хотя по молодости лет меня тоже подрывало уехать на край Земли))

 3 years ago 

я бы и сейчас на край подался )))

 3 years ago 

Вижу неощипаный и не вытоптанный клевер, хе-хе...

А про "зону К" - стоит ли париться?
Физически её не существует, поскольку кучу рисков мы носим всегда с собой в любой "зоне" - вирусы, пребывающие в инкубационом периоде, био токсины, синдромы старости, просто всякая дурь в голове... Какой тут "комфорт"?

Ментально - да, превышение числа Данбара , это всегда "сирена" громкой тревоги. Поэтому дети (у которых но ещё не заполнено) куда веселей переживают потрясения, чем взрослые. Но всё-равно, это всего лишь ментальность.

 3 years ago 

Так в моём случае речь о том, что эта зона существует также физически как и ментально. Есть пространство, в котором вроде бы и границ нет, но ты там как в колыбеле.

 3 years ago 

Конечно "физически";)
Бога то мы тоже придумали, как "небесное тело" ненулевой массы ;))

 3 years ago 

Зону комфорта нелегко бывает создать, это точно. Не знаю насчет деградации, может психолог и прав в отношении тех людей, у которых в жизни вообще ничего не меняется. Но они, наверное, и сами это чувствуют и мучаются от своего застоя.

Выходим из зоны комфорта, когда чего-то сильно не хватает. Кстати, по-моему, если дать человеку полный комфорт, он сам найдет чего ему не хватает. =)

Сходить, вернуться, переварить - интересная мысль. Может поэтому у людей и происходят "откаты", сразу слишком непривычно и разрушительно.

Но вот иногда бывает жалко возвращаться. Не хочется расставаться с завоеванным. Вдруг пока я отдыхаю, оно исчезнет. =)

 3 years ago 

Вся фишка в том, что если у вас нет этой зоны комфорта, то нет возможностей и реализовывать свои способности. Психическое здоровье подтачивают хронический стресс, высокий уровень тревожности, разного рода социальные страхи. А если к этому присоединяются недоедание, обезвоживание, недосып, плохие условия жилья? Какая уж тут гармония. Выжить бы из последних сил. Но нам для чего-то советуют почаще покидать ресурсное состояние.
Не хочется расставаться с завоеванным.
Это если вся жизнь как война. Но это тоже выбор человека.

 3 years ago 

Хорошо, если рекомендуют.
Сталкивался с начальничками, которые намеренно вводят сотрудников в стрессовые состояния, мотивируя желанием вывести их из ЗК. Причем, подозреваю, даже эти глупые объяснения - не более, чем попытка прикрыть очередное ограбление сотрудников.
Т.е. изначально само понятие как основа для самоанализа может и должно существовать, но после "творческой переработки" рабовладельцами, выглядит как глумление над людьми.

 3 years ago 

Мне так кажется, что плохо. По мне так ты сначала проживи такой путь, сделай выводы, а потом массово людям советы раздавай. Как работает бизнес я знаю. Все эти авралы, работа по выходным, всякая ерунда "срочно и сейчас"... Выгорел человек, а вернуться -то и некуда -ЗК покинута и дорога туда забыта. Утрирую, конечно.

 3 years ago 

это называется - выжимание досуха, сотрудники быстро перегорают на таких работах
Хотя ... кому как, кому то комфортно, потому что привычно
Работала на последней работе, полгода проработала и ушла, не смогла больше, на частной фирме, точнее, хозяева частники, хотя и имеют завод.
А люди там так годами работают, привыкли, толи идти некуда толи им там комфортно ... было.
Ушла на другой завод, уже государственный, сейчас я тут отдыхаю просто - за те-же деньги =)

 3 years ago 

Да, знакомая ситуация. Многие годами живут на стрессе. Он вытесняется в бессознательное. И вроде как жизнь на адреналине-кайфово. А потом надпочечникам-кирдык и человек к выходу на пенсию выглядит и чувствует себя как старик.

 3 years ago (edited)

Это точно
Тем более что часто пьют успокаивающие препараты и мне советовали
Но мне этого было не нужно, я смогла найти другую работу
Они знали, что не найдут её, поэтому и терпят

 3 years ago 

Досуха - это отдельная тема. А тут именно подход: услышать где-то звон и побежать скорее делать всем нехорошо, т.к. психологи сказали, что ЗК - это плохо для человека. Поэтому мы сейчас у вас что-то отнимем и будем объяснять, что оказали вам важную услугу.
Сперва бесило, теперь - смешит.

 3 years ago 

Ха, это да
Но к сожалению часто проявляется на высоком уровне
Например пенсионный возраст
Сначала взяли и подняли его всем, потом сделали исключение для отдельных категорий
Но уже, заметьте, начали говорить об откате каком то, ссылку не дам, не найду
Тут дело в чем, это такой подход (( отнять, потом дать немножко обратно и все счастливы, что хоть что-то вернули

 3 years ago 

Все эти зоны придуманы высоколобыми "учОными".
Глобально у человека есть два состояния. Пи одном он испытывает положительные эмоции, при другом - отрицательные. Точнее, сами эмоции вводят человека в эти состояния.
Эмоция в свою очередь, просто оценочный механизм нашей психики. Если ситуация благоприятная для выживания - эмоция положительная. Неблагоприятноая - отрицательная.
Неблагоприятная вызывает негативную эмоцию, которая запускает механизм мобилизации - это стресс. В стрессе нет ничего плохого, мобилизация нужна. Но не постоянная и затяжная. Ресурсов не хватит.
Вот собсно и всё. Зоны комфорта каждый может впихнуть куда захочет в этой схеме. Только не надо пихать невпихуемое :))

 3 years ago 

еще говорят же - первые 10 лет тяжело, а потом привыкнешь... человек ко всему привыкает. Но надо ли, вот вопрос. Я понимаю - когда просто деваться некуда, мало ли жизненных обстоятельств.

 3 years ago 

скорее всего "привыкает", потому что эту самую "базу" успевает с нуля поднять до приемлемого уровня.

 3 years ago 

"Ушиб растает. Кровь подсохнет.
Остудит рану жгучий йод.
Обида схлынет. Боль заглохнет.
А там, глядишь, и жизнь пройдет."

 3 years ago (edited)

А сами хокку писать не пробовали?)
Правда там строгий размер: "подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь. Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17, НО Зная ваш тщательный подход к делу...))

 3 years ago 

Это губермановские гаррики. Да какой из меня поет? Сложить пару строк в рифму я еще могу. Но у поэта еще должна быть соответствующая душа. А у меня душа прозаическая. :)

 3 years ago (edited)

и прекрасно - аналитическая))

 3 years ago (edited)

Замечательно ☺️
Игорь Губерман
Не ожидала)

 3 years ago 

У него много прекрасных строк. Эта только была к месту. :)

 3 years ago 

Это да, он умеет сказать ёмко и кратко =)
Талант

 3 years ago 

10 лет это много для привыкания, это если некуда деться, да.
Стресс имеет три стадии, острый, хронический и дистресс. Из них нормальный только острый и это не про 10 лет.
Иногда надо уметь отказываться и кардинально что-то менять. Да, трудно и это тоже стресс, но это ближе к острому, нормальному ))

 3 years ago 

Согласна полностью, но не всегда можно что-то кардинально поменять, увы
Например, человек, который внезапно стал инвалидом, или парализованным
Или сел в тюрьму =)
Или просто не может бросить людей, оказавшихся на его попечении, и так годами :(
Приходится терпеть и жить дальше, вместе со стрессом, или приноровиться и привыкнуть к этому состоянию

 3 years ago 

не всё в этом мире поддаётся изменению с нашей стороны.
Вот климат...погода... :)
Но есть то, что мы можем менять и это наше спасение. Мы можем менять своё отношение к любой ситуации.
Я вот не слышу на одно ухо от слова совсем...но я принял эту ситуацию. Пришлось отказаться от охоты, но я хожу за грибами. Есть даже свой плюс, если я прикладываю здоровое ухо на подушку, то могу засыпать даже когда шумно :))
А мог бы страдать по невозможности прослушивания музыки в стерео-формате.
Ключевое здесь - принять ситуацию
"...терпеть и жить дальше, вместе со стрессом..." - путь в болезнь. Принять эту ситуацию, как фактор окружающей среды - совсем другая жизнь :)
Но принять порой бывает сложно, а кому-то и невозможно, но это уже другие тараканы из головы :)

 3 years ago (edited)

согласна =)

Я вот например глуха на оба слуха (ношу слуховой аппарат), и зрение низкое , наверное -8 или -9, ношу -6, в них комфортно просто.

и это с детства, все было, осложнение кори, а потом после лечения антибиотиками , так и поползло потихоньку вниз
представьте мое состояние - я была изгоем в садике, в школе и вообще в коллективе
Сейчас я взрослая, я состоялась - я закончила университет (математика), работаю программистом
да, мне пришлось нелегко, пришлось все делать вопреки всему, в меня никто не верил, а я ведь девочка

да, можно все преодолеть, смириться, изменить отношение к жизни. Но этого мало. Важно отношение к тебе окружающих, одно дело когда тебя поддерживали и помогали, другое дело когда делать все через страдания и силу воли. Ну я не знаю - это очень тяжело. Хотелось бы все же вокруг себя видеть любовь и заботу
Сейчас тяну одна двоих детей без мужа, он помер от рака. Но без него даже легче, тоже не понимал ничего. оказывается женщина ему обязана и должна по праву того что мужик взял замуж и вообще должна =)
У всех свои тараканы, это точно )

 3 years ago 

Мы все живём на Земле ни одну жизнь и каждая из них наполнена уроками. То, что не выучено и не усвоено раньше, моделируется в "сейчас".
Окружённые любовью и заботой живут легче и внешне счастливее. Однако более ранимы, изнежены, а жизнь не всегда гладкая. Но не имея опыта борьбы, выживания, они по сути своей слабы и могут легко сломаться в сложной ситуации.
Так что, неизвестно, кто в чём счастливей :)

 3 years ago 

возможно и так =)
нередко замечала, что растения дома растут слабее, чем те, которых гнет на ветру
Но мы всегда хотим для своих детей счастья а не горя.
И жить приходится так , как определено судьбой

 3 years ago (edited)

@bambuka
Да кто спорит? Я как раз против разного роды призывов выйти неизвестно куда. Как на войну. Но у тебя тогда должны быть тылы, куду в случае чего можно отступить и переждать, восстановиться после ран.
А ЗК я воспринимаю, как ресурсное место, только и всего( опять эти ресурсы!) А чем оно создано, мне по сути не важно, детскими ли воспоминаниями, красотой ли природы и её мощью, свежей картошкой и парным молоком( и это тоже, да-да). А раздуалить всё на плюс и минус... пресно как-то, хоть и логично, не спорю.

 3 years ago 

Жизнь она не плюс и не минус. Она просто есть. Плюс и минус - это результат нашей оценки (эмоций)
ЗК и ресурс вещи разные. Ресурс в тебе есть всегда, в твоей психике.
А ЗК это актуальная жизненная ситуация, которую мы себе создаём (или не создаём).

 3 years ago 

Поел чего-нибудь, прилёг и вот она уже тут как тут эта ЗК))

 3 years ago 

это если уж совсем ситуативненько ))

 3 years ago 

image.png

 3 years ago (edited)

:-))

Coin Marketplace

STEEM 0.28
TRX 0.12
JST 0.033
BTC 61726.60
ETH 3041.60
USDT 1.00
SBD 3.86