КОНКУРС💥 Что пытается сказать автор? *Я сонце несу зніміть нарешті свої сліпі окуляри*

in Steem-BRU (BY-RU-UA)3 years ago (edited)

Біденко-М...jpg

Здравствуйте!
Хочу сообщить, что я познакомилась с интересным украинским автором - Николаем Биденко, признаюсь, что до этого конкурса никогда мне не попадались на глаза его стихи.
По одному, предложенному для конкурса стихотворению, нельзя судить о творчестве поэта.
И я чуть позже , конечно же, почитала ещё и ещё стихи, как оказалось незаурядного поэта - украинского первопроходца и открывателя, певца будущих столетий. Но об этом я узнала чуть позже, сначала о моем восприятии конкурсного стихотворения.

Что мне бросилось сразу в глаза, как самодеятельному поэту?

Во-первых, что это необычные стихи, о таких сейчас спорят на разных литературных порталах.
Это стихотворение , словно умышленно не подчиняется общепринятым правилам.
Т.е - это нестандартная поэзия.

Во-первых, оно написано верлибром, которому не нужны ни рифмы, ни ритмы - полная свобода, я бы сказала космос!
Хотя сама верлибры не пишу, считая, что это прерогатива либо гениев, либо бездарей, которые ленятся посидеть подумать над рифмами! Свобода должна быть тогда, когда ЕСТЬ, что сказать.

Во-вторых, нет ни одного знака препинания... (Сразу вспомнила поэзию Влада Клён из Запорожья, любимца поэтов, нестандартного человека, который мог явиться на заседание лит. клуба босиком, любил спорить, отрицал любые правила и принципы в поэзии, писал без единого знака со строчной буквы)
Мне Анатолий Воронов - редактор моей книги подарил книгу Влада после его смерти. Влад умер молодым.

Мое отношение к знакам-препинакам - спокойное, как говорится, было бы у поэта ЧТО СКАЗАТЬ...

Хотя лично я их так люблю, что иногда леплю даже дополнительные авторские знаки - тире и запятые! Ещё люблю многоточия...Для меня знаки, как ноты для тех, кто играет на инструментах...Но нет никаких претензий к тем авторам, которым они не нужны.

Читаю стихотворение так, как люблю это делать - в полной тишине, пытаясь не просто слушать голос автора, а слышать то, о чем он умалчивает, как я люблю выражаться, громко молчит)

Читаю и понимаю, чувствую, что здесь не все просто... в этом стихотворном наборе слов и чувств - попытка уйти от этого мира, спрятаться и просто созерцать, оставив нас наедине со своими строками, сделав нас своими соавторами... Нам решать самим : Где остановиться?
Какое слово соединить с каким?
Такие стихи быстро не читаются - здесь по глоточку нужно осмысливать...вслушиваясь в музыку строк... Почему-то мне слышится орган...

Включаю интуицию...ощущаю боль...Уже в первых строках - боль, бессилие, разочарование, возможно, затаенная обида...?

Никчемная боль
ничтожного существа

Откуда такая подавленность, отрицание самого факта надобности существования своего лирического героя? Или герой сам автор?

Такое впечатление, что автор пропускает эту боль сквозь себя... Мне становится как-то одиноко, неуютно... И это в самом начале? Лиха беда начала ... Мне автор позволяет идти самой дальше, собирать по пути камни...

(Как я узнала позже из его биографии, Николай перенес тяжёлую травму, был парализован, возможно отсюда его никчемная боль и ничтожное существование - в инвалидной коляске...)

Идём далее:

не зацветет подозрением
падение плода вещего

Что угнетает автора вокруг в этом мире? О чем он хочет нам рассказать или нас предупредить?
О каком вещем плоде?

Может, о яблоке адамовом, когда человек в погоне за познанием добра и зла в мире, теряет самого себя, свою духовность, свою гармонию?

А может быть, здесь речь идёт о яблоке раздора, которое одна страна подбросила другой, и люди, забыв о том, что пришли в мир братьями, схватились за оружие...брат пошел против брата...
Потому что ни в ком не зацвело подозрение этого падения - яблока раздора - плода вещего.
Оно как бы само скатилось с древа, как испытание для всех.

Напомню вам историю о яблоке раздора:

Суть мифа о яблоке раздора в том, что людей натравляют на ссору между собой для того, чтоб узнать, кто самый лучший. По мифу богиня раздора подарила яблоко, которым могла завладеть самая красивая богиня. Так между Афродитой, Афиной и Герой возник спор, кто из них самая красивая. Таким образом, спор дошел до развязки войны.

images.jpeg

Ссылка здесь: https://ru.depositphotos.com/192929576/stock-photo-apple-creative-cut-white-background.html

Я задумалась, (а позже посмотрела дату смерти автора - 2016 год...)
Не знаю, когда написаны стихи после 2014 года или раньше, как предчувствие или как предсказание назревающих событий в Украине?).

3716972-red-apple-and-worm.jpg

Ссора и война... Все сходится... Либо здесь констатация факта, либо предчувствие беды. Не зря же Николая Биденко называли апостолом слова и мысли!

сгорит как свеча среди дня
и тень бабочки в зените

Мы знаем, что свечу не зажигают среди бела дня. Это говорит о том, что кто-то навязывает лишнее кому-то, ненужное, надуманное...Я это так ощутила, потому как свечу зажигаю либо в темноте, либо у иконы, когда советуюсь со Всевышним в минуты скорби.

Мы знаем, что бабочка-мотылек летит на горящую свечу и погибает. Возможно, и здесь есть тот же мотив из великой песни вселенской печали?

Отсюда, возможно, только тень бабочки осталась в зените, как в песне - эхо прошедшей войны.

Я думаю, что все поняли о чем я... Это только мое предположение, о чем мог думать и говорить Поэт.

черкнет донимающее
равнодушного зрачка
в черепе затхнется горечь
и боль отшепчется

Я думаю, что это именно то, что происходит сейчас у нас...
Есть люди, которым все безразлично, лишь бы было что есть и где спать, а что там вокруг - равнодушного зрачка не касается...

Грустно улыбаюсь в этом месте...

Другие разводят руками и говорят: Если ничего нельзя изменить, нужно поменять к этому отношение...
И горечь прячется в их черепе...

Третьи воспринимают горе Родины- матери, как свою личную боль, помните, как у Некрасова: Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной и дальше по тексту о достойном гражданине... Который не будет к Отчизне холоден душой...Но таких пока не так много, они устали говорить об Истине, потому что вокруг много правд, правда у каждого своя, и их много... Я считаю, что любая правда - это продолжение лжи...

Не зря же я нашла однажды формулировку литературного приема -
оксюморона - Слово oxymoron буквально значит «остроумно-глупое». Оксюморон — оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.

Другими словами - совместимое несовместимого, так вот там для примера привели словосочетание - честный политик)) видимо, это в нашу эпоху несовместимо))

Кстати у Биденко оксюморон встречается довольно часто. Например в этом произведении - болтливой тарани обычно мы говорим молчит, как рыба, а здесь болтливая тарань!

А почему же боль, которая заставляет душу кричать, стонать у автора отшепчется?

Видимо, от крика автор пытается перейти на шепот, может прислушаются?
Говорят же, чем тише говорим, тем ближе находятся души.
А, когда кричим, души отдаляются.... И мы не слышим друг друга... Может быть, это имел в виду автор, когда писал, что боль отшепчется?

не припадут запекшиеся уста
утолить жажду из чаши сеи
нет дураков
и ума не надо
посидатели разбитого корыта
сказкам притачивать мораль

А здесь горькая ирония. Запекшиеся уста не припали, чтобы утолить жажду из чаши.
Т.к все считают себя умными, то и ума не надо...Достойные посидатели разбитого корыта, моралисты выдуманных сказок.

а владельцы гречневой шерсти
свое имущество
меняют с барышом
на пивную пену
болтливой тарани

Здесь, очевидно, речь идёт о продаже совести вместе с разбазариванием народного добра...
А чего стоят эти * раки в сумке* т.е мы слышали выражение пока рак свистнет, а здесь отшепчутся раки в сумке ... Я бы сказала, что саму себя ощутила таким раком в сумке) Жизнь так придавила, что не до свиста, шепчу себе в затворе или громко молчу) Громко молчу, как вы поняли тоже оксюморон...

Вот так я смогла ощутить и понять то, о чем возможно автор и не смел предположить)

Юлия правильно пишет:
Да, автор не всегда хочет сказать что-то своим произведением — это факт. Но давайте поиграем в урок литературы, и все же попробуем проанализировать, что за смысл заложен в предлагаемый стих?

Тем более сам Николай Биденко предлагал читателю:

Будь ласка, можете комбінувати інше. Хоч комбінації в стилі «гри в бісер» тут не зовсім підходять – це все-таки поезія – субстанція, що близька до стихій. Тож виникає натомість асоціація із «Солярісом» — космічна магма існування, яка може бути і ворожою до тебе — все залежить від тебе
Впечатление от поэзии, что всю жизнь носила очки, но была слепа, затем случилось чудо - прозрела!)
Я читала, как люди плачут от счастья, когда вдруг начинают видеть...
Вот такие мы поэты - не всегда и всеми понимаемые. Помню, как мой друг - поэт Игорь Литвиненко рассказывал, как в школе написал сочинение о ежике, который в лапках несёт планету. Жаль, что учитель не поняла его. А сейчас читаю Биденко и понимаю, что он в своей Поэтической скорлупе прячется от тех, кто прочитает его строки и подумает, что это бред...
Как похож в своих строках Биденко на Игоря! Жаль, что я раньше не знала этого автора, спасибо Светлане!

Как говорили его друзья-поэты, он смотрел на жизнь через лупу боли!

я хотів би світити вам в життя вічно
я сонце несу зніміть нарешті свої сліпі окуляри

Какой особый взгляд на мир!

«тінь дерева ворушить опалим листям»

«тінь дерева ловить руками вітер»

Почему я сегодня вспомнила о своем друге, моем любимом поэте, читая Биденко, сейчас поясню. Вот, посмотрите на созвучие мыслей Николая и Игоря. Это строки Литвиненко:

Словно мёд в неостывшем чае, размешай в голове - обиду...

С неба - сухой штукатуркой - света ссыпается мел...
Сумрак, донельзя загуслый, я - как рубашку надел!
Ржавой водою из крана, капают - шорохи в ров,
Будто курсант в самоволку - время ушло из часов!

Вот отчего мне стала сразу близка и понятна поэзия Николая Биденко. Я уже натренировались на поэзии Литвиненко читать между строк и за ними...)) Благодаря им я сняла с себя, как писал Биденко слепые очки))

Если бы мне пришлось говорить на уроке об авторе Николае Биденко, я бы сказала словами тех, кто был с ним рядом, кто читал с упоением его стихи:

Український поет Микола Біденко — лауреат премії Василя Симоненка, поет наступних століть, великий Українець величиною зі Всесвіт...

Спасибо, что выслушали! Жаль, что совсем нет времени, я бы с радостью говорила бы и говорила, цитировала бы и цитировала бы! Мы должны знать своих героев!

Ольга Заря

Иллюстрации в свободном доступе интернета.

Sort:  

1SBRU1.jpg

Ольга, спасибо за этот прекраснейший анализ, рецензию, рефлексию!

Поэт и меня заставил прозреть в свое время. Перечитала несколько раз статью Раисы Талалай о Биденко, чтобы лучше его понять, может и Вам будет интересно.

С ув.,
Юлия (@antorv), которая запустила этот конкурс
(но имя Светлана тоже красивое:)

 3 years ago (edited)

Прошу прощения, что сменила вам имя, просто мне показалось, что я иду на свет!) А Юля - это мое любимое имя!
Исправила!
Благо-Дарю за конкурс, за новое для меня имя. Статью прочитаю непременно!
Я вчера читала ночью Раису Харитонову, сейчас поняла, что это одна и та же) Талалай, сейчас Харитонова. Она писала о верлибрах Биденко...

Верлибры Николая Биденко чрезвычайно поразили меня. Я попробовала создать что-то подобное, и до его уровня мне еще расти и расти. С того времени мои рифмованные стихотворения кажутся мне проигрышными по сравнению с моими же верлибрами. Мне хочется быть точной и свободной, говорить именно о том, что в действительности побуждало к написанию произведения. Кроме того, в верлибре благодаря той же метафоре, реминисценции, аллюзии и тому подобное я могу намного больше и лаконичнее сказать о разных важных вещах
Раиса ТАЛАЛАЙ (ХАРИТОНОВА)

Loading...

Hola @zaria56. Excelente interpretación. La felicito.

 3 years ago 

oh, gracias por leer y responder tan calurosamente! ¡felicidad para ti!

Интересный пост!

 3 years ago 

Спасибо, Людочка, что прочитала!

 3 years ago (edited)

Сильный анализ. Нет слов.... Все понятно и горько... Далеко не всем надо прочувствовать душу автора. У Вас отлично получилось!

 3 years ago 

Спасибо, мне приятно слышать это от уважаемых мною людей...
Счастья вам!

 3 years ago 

Вот это анализ! Только сейчас прочитала...Восхищаюсь!

 3 years ago 

Спасибо, милая Ирина! Мне приятно...

Coin Marketplace

STEEM 0.30
TRX 0.12
JST 0.034
BTC 64038.60
ETH 3148.89
USDT 1.00
SBD 3.97