Карманный радиоприемник. Часть I. Давным-давно

in #handmade6 years ago (edited)

005_IMG_2600.JPG

Так получилось, что первый радиоприемник у меня появился, когда мне было лет пять. Его подарил мне мой дядя, заядлый радиолюбитель-электронщик. В то время он собирал подобные радиоприемники, а потом раздаривал их родственникам и знакомым, как сувениры. Приемник был размером чуть больше спичечного коробка, удобно помещался в карман. Принимал всего одну радиостанцию - "Маяк". Слушать его нужно было на головные телефоны, или, как сейчас говорят, наушники.

Тот приемник проработал у меня недолго, всего несколько недель. Однажды, ярким солнечным днем, выпал из кармана на асфальтовую дорожку и просто замолчал. После чего был возвращен дяде на ремонт, назад почему-то не вернулся, но память об этой чудесной машинке у меня осталась.

Когда, спустя несколько лет (опять же благодаря дяде) я впервые взял в руки паяльник и начал постигать премудрости увлекательного мира радиоэлектроники, то, в числе первых конструкций, решил научиться собирать именно такую схему.


- Так собирай, - философски заметил дядя в ответ на высказанное мной решение.

- А схему? Где взять схему? - спрашивал я его.

- Схему я уже не помню, - задумался он. - Была где-то здесь, - взмах рукой в сторону книжной полки со справочниками по электронике и подшивками журнала "Радио", - надо поискать...


Спустя несколько дней он вручил мне тоненькую книжку. Ни названия этой книжки, ни автора, я не знаю до сих пор. Так как обложка и первые с последними страницами у нее отсутствовали. На оставшихся пожелтевших и обтрепанных страницах описывалось несколько простых радиолюбительских конструкций для начинающих. По моим представлениям книжка была издана в середине или в конце 60-ых годов. Страницы пахли канифолью и сигаретным пеплом. В книжке была и нужная мне схема.

Если интересно, то в Сети есть антология схемотехники советских и российских транзисторных радиоприемников, начиная с 50-х годов прошлого века и по 2013 год. Можно получить представление о более чем полувековом техническом прогрессе страны в этой области.

Интернет знает все. В том числе и то, что происходило до его появления. При подготовке данной статьи мне удалось разыскать эту схему и описание данной конструкции в Сети, на радиолюбительском портале RadiobookA. Спасибо людям, оцифровавшим эти знания.

002_Shema_1258783338_1.jpg

003_Konstr_1258783317_2.jpg

Всего три транзистора, схема прямого усиления, схема 1-V-1 (однокаскадный усилитель высокой частоты - детектор - однокаскадный усилитель низкой частоты).

По сравнению с оригинальным описанием, дядя внес в конструкцию приемника несколько изменений.

  • Вместо квадратной батареи, напряжением 4.5 Вольта использовалась миниатюрная пальчиковая, напряжением 1.5 Вольта.
  • Вместо громкоговорителя использовались головные телефоны - наушники.
  • Конденсатор переменной емкости был заменен на постоянный, подбирался емкостью от 150 до 300 пФ. Точная подстройка на радиостанцию осуществлялась однократным изменением положения катушки магнитной антенны на ферритовом стержне с последующей фиксацией ее клеем. Таким образом получили приемник с фиксированной настройкой, принимающим только одну радиостанцию.
  • Прием велся на средневолновом диапазоне.


Конечной целью всех этих модификаций было снижение по максимуму габаритов приемника. В итоге он стал помещаться в пластиковую коробочку, размером чуть больше спичечной. В таких коробочках с прозрачной крышкой в те годы, продавались миниатюрные головные телефоны ТМ-2А или ТМ-2В.

Правда с пальчиковой батарейкой крышка коробочки закрывалась не до конца, приходилось идти на ухищрения, сдирать с батарейки бумажно-картонную наклейку и слегка сдавливать батарейку в тисках, делая более плоской. Иногда, за неимением тисков, использовался молоток. С современными литий-ионными аккумуляторами так не получится.

004_IMG_2544.JPG

Я научился собирать такие приемники. Была при их настройке и одна хитрость. При уменьшении размеров конструкции возникала магнитная связь между дросселем (черное ферритовое колечко с намотанным на нем тонким золотистым проводом) и магнитной антенной. Приемник начинал свистеть, хрипеть, искажать сигнал. Приходилось терпеливо подбирать дросселю нужное месторасположение в корпусе. Затем все это фиксировалось каплей клея. Иногда, в процессе высыхания клея, дроссель смещался на доли миллиметра и все приходилось повторять заново. Сколько часов пришлось провести, расположив конструкцию на подоконнике (там был самый сильный сигнал) в поисках громкого чистого и четкого звука!

Когда в четвертом классе я принес собранный приемник в школу мои одноклассники восприняли это по разному. Некоторые не верили, что я собрал это сам, но таких было меньшинство. Кто-то на переменах занимал очередь на следующий урок - сеанс прослушивания радиопередач (приемник во внутренний карман школьного пиджака, шнур от наушника в рукаве, наушник в ладошке, ладонь подпирает голову - общий вид задумчивый и целеустремленный, видна работа мысли над школьным учебником). Кто-то просил нарисовать схему на тетрадном листке в клеточку. Несколько моих товарищей просто записались в наш радиокружок.

Первый взаимный мастер-класс был также связан с данным приемником - я рассказывал, как его собрать, в ответ мой друг охотно делился практическими знаниями по устройству, сборке и эксплуатации мопеда. Это было нечто.

Следующий собранный экземпляр мне удалось разместить в спичечном коробке. Пальчиковая батарейка в него не помещалась, пришлось использовать редкие тогда аккумуляторы Д-0.06. Также, вместо сравнительно больших плоскостных транзисторов использовал миниатюрные ГТ309, ГТ108, и, кажется, КТ342 или КТ312. Я притащил его в радиокружок.

- Ну что-же, - сказал преподаватель нашего кружка радиоэлектроники, задумчиво глядя на нарисованную мной на доске схему,
- Схема эта не новая, схема давно известная, хотя и подвержена самовозбуждению, но рабочая, - продолжал он, - а скажи-ка ты нам, как ты рассчитывал режимы транзисторов в этой схеме по току и напряжению...

Тот экземпляр прожил не очень долго. Спустя несколько дней разрядились аккумуляторы. Заряжать их тогда я не умел. Новый экземпляр собирался впихнуть в пластмассовый корпус от безопасных лезвий. Детали помещались. Остановило только отсутствие малогабаритного источника питания. Таблетки-батарейки от электронных часов тогда было найти еще труднее, чем аккумуляторы Д-0.06. Пришлось вернуться к изначальным типовым размерам корпуса под пальчиковую батарейку.

Собирал такие приемники и на заказ. Однажды выменял у товарища на собранный приемник старинную медную монетку екатерининских времен. Мы оба были довольны сделкой. Укатилась та монетка в пучину прошлых лет...


- А если я выиграю этот спор... - запальчиво сказал мне как-то мой лучший друг, - то ты мне тоже соберешь такой приемник!

- Я и так его тебе соберу, - отвечал я. И спустя какое-то время сдержал обещание.


Как-то ко мне пришел товарищ с нашего двора.

- Выручай, - попросил он, протягивая мне коричневую картонку с проводками и радиодеталями, - Никак не получается настроить.

Я вгляделся. Картонка служила в качестве макетной платы. На ней была распаяна схема данного приемника.

- Зачем это тебе? - спросил я его. Товарищ учился в 9-ом или 10-м классе, и, по моим представлениям, у него уже были совсем другие интересы.

- Понимаешь, у меня по физике в четверти намечается трояк. Но я договорился с физичкой, что если соберу какую-нибудь работающую схему, как наглядное пособие, оценка будет лучше. Я решил собрать эту, а он свистит и хрипит.

В тот раз все закончилось хорошо. Схема заработала, учительница физики была довольна.


В общем, тогда данная схема служила хорошим образцом размещения капитала или знаний. Примерно как сейчас биткоин и прочие криптовалюты.


В мае 1986 года редакция журнала "Радио", озадачившись отсутствием в стране конструктора карманного радиоприемника на простой и надежной схеме объявила на страницах журнала среди радиолюбителей мини-конкурс на разработку подобного устройства ("Радио", 1986, N5, стр. 50). За основу необходимо было взять выпускавшийся тогда радиоконструктор "Юность 105". На конкурс радиолюбителями было прислано описание 200 конструкций. Победу в конкурсе одержала конструкция Василия Ивановича Верютина. Ее описание было опубликовано в журнале "Радио", 1987, N12, стр. 33-34.


Это не очень качественный скан данной схемы, взятый отсюда.

006_R1987_12_01.jpg

Промышленностью по данной схеме некоторое время спустя стал выпускаться радиоконструктор "Юность 202". Если интересно, вот отдельная, и не моя, история сборки таких радиоконструктров, как-то доживших до наших дней.

Когда эти радиоконструкторы появились в магазинах нашего города, я купил и собрал несколько из них. Потом раздарил знакомым. Действительно, надежная чувствительная схема, устойчивый прием, хороший чистый звук. Работать начинает, как правило, сразу после сборки, настройки и налаживание минимальны. И никаких дросселей и трансформаторов.

Примерно тогда и возникла идея расположить в коробочке от нашего трехтранзисторного схему Верютина. Конечно вся она там не поместилась. Использовал только усилитель высокой частоты на трех транзисторах KT315 и детектор на одном диоде Д9Б. Вместо усилителя низкой частоты использовал еще один KT315. Питание, как обычно, от пальчиковой батарейки напряжением 1.5 В. Прием, как обычно, велся на головные телефоны ТМ-2А. Как обычно, с фиксированной настройкой, только одна радиостанция - "Маяк". Вот этот вариант, собранный наполовину по схеме Верютина.

007_IMG_2585.JPG

Много лет лежит в шкафу как память. Нет, сейчас он не работает. И дело даже не в том, что необходимо заменить сгоревший транзистор, снова подобрать емкость конденсатора и перемотать катушку индуктивности на нужную частоту радиостанции.

С каждым годом наши средневолновый и длинноволновый диапазоны пустеют все сильнее, радиостанции уходят с них, перебираясь в цифру и в Интернет.

И хотя схема трехтранзисторного приемника с небольшими изменениями оказалась долгожителем и все так же радует начинающих радиолюбителей, общую тенденцию не остановить. (Скан вырезки из журнала "Радио", 2006, N8, стр. 56-57, взято отсюда).

008_Radio_2006_6.jpg


На дворе 2018 год.
Какую схему простейшего радиоприемника можно использовать сейчас ?
Об этом читайте в следующей части...

С уважением. Ваш @mp42b.

Ранее данный пост был опубликован в моем блоге на ГОЛОСе:
Карманный радиоприемник


Sort:  

rusteemteam!

This post has received a 0.21 % upvote from @drotto thanks to: @mp42b.

As a follower of @followforupvotes this post has been randomly selected and upvoted! Enjoy your upvote and have a great day!

Congratulations! This post has been upvoted from the communal account, @minnowsupport, by mp42b from the Minnow Support Project. It's a witness project run by aggroed, ausbitbank, teamsteem, theprophet0, someguy123, neoxian, followbtcnews, and netuoso. The goal is to help Steemit grow by supporting Minnows. Please find us at the Peace, Abundance, and Liberty Network (PALnet) Discord Channel. It's a completely public and open space to all members of the Steemit community who voluntarily choose to be there.

If you would like to delegate to the Minnow Support Project you can do so by clicking on the following links: 50SP, 100SP, 250SP, 500SP, 1000SP, 5000SP.
Be sure to leave at least 50SP undelegated on your account.

You got a 25.00% upvote from @automation courtesy of @mp42b! This is a service sponsored by @yehey. Please consider voting @yehey for Witnes. Use this short URL link https://on.king.net/witness simply click and vote, this will redirect to Steem Connect for secure connection.

Interested to earn daily? Delegate Steem Power to receive 90% payout rewards. Use this link https://on.king.net/automation to delegate SP to @Automation.
If you need an extra upvote, join us at https://SteemChat.com discord server.

Have a lovely day.
@Automation - Keep Steeming for a better future.

Your Post Has Been Featured on @Resteemable!
Feature any Steemit post using resteemit.com!
How It Works:
1. Take Any Steemit URL
2. Erase https://
3. Type re
Get Featured Instantly & Featured Posts are voted every 2.4hrs
Join the Curation Team Here | Vote Resteemable for Witness

💡 @mp42b received an upvote 93% :)

 To call a bot, subscribe to me! 

Congratulations @mp42b! You have completed some achievement on Steemit and have been rewarded with new badge(s) :

Award for the number of comments

Click on any badge to view your own Board of Honor on SteemitBoard.

To support your work, I also upvoted your post!
For more information about SteemitBoard, click here

If you no longer want to receive notifications, reply to this comment with the word STOP

Upvote this notification to help all Steemit users. Learn why here!

💡 Congratulations, your post was rated Rating of the posts who called djimirji. Period 3.5.2018-5.5.2018
As a reward for first place your post was resteemed!

Coin Marketplace

STEEM 0.18
TRX 0.14
JST 0.029
BTC 58051.31
ETH 3136.86
USDT 1.00
SBD 2.44