Журнал «Психология». Да и нет весят одинаково

in #ru7 years ago

Да и нет весят одинаково

Давно хотела написать текст о забавной цепочке. 

Шаг 1. Я чувствую себя неловко, отказывая. Или я чувствую себя неловко, соглашаясь на помощь. Или я чувствую себя неловко, высказывая другому свое недовольство (например, его запахом). Иногда это не неловко, а как-то сильно утружденно, хотя с чего бы: "нет", короче "привет". 

Шаг 2. Я либо не делаю всего этого и остаюсь со своим посланием, застрявшим на полдороги. Или делаю, но остаюсь в неловкости и раздражении за пережитую неловкость. 

Шаг 3. Я либо пишу в сети пост про то, о чем можно просить, или что можно предлагать, или как надо пахнуть. Либо рассказываю возмущенно друзьям, неужели не понятно, о чем можно просить, или что можно предлагать, или как надо пахнуть?! В качестве бонуса, получаю сочувствие и поддержку, иногда согласие (мол да, так приличные люди себя не ведут), иногда возражения (позвольте, но я так поступаю регулярно и другим вроде бы ок). 

Схема стоит на дву ногах. Левая предполагает, что существуют высказывания, которые могут другим причинить вред, поэтому есть фразы, которые нельзя произносить, и есть единственно допустимые фразы (если партия скажет - надо, комсомолец ответит - есть!). Правая предполагает, что я знаю, какие высказывания другому могут причинить вред - сам ли догадался, другие ли подсказали. Дальше в зависимости от личностной организации в перечисленных ситуациях возникает вина или стыд. Например, моя подруга просит меня подержать использованный памперс своего ребенка. Мне бы сказать нет. Но как она это переживет?! Значит либо я соглашусь и переживу отвращение, либо не соглашусь и переживу вину. Зачем же она поставила меня в такую ситуацию! Приличные люди так не делают! 

Еще хуже, когда на этих же двух ногах отрастают вынужденные невнятные согласия с последующим саботажем или же такие ответы, в которых вообще не разберешь, что человек сказатьо хотел - вероятно, конечно, да, правда тут такое дело...  

Бывает ли по-другому? Бывает. Если вдруг предположить, что окружающие меня люди в состоянии пережить отказ или иную обратную связь, а также сделать то, что предлагают. И только им самим известно, что их может задеть, на что они готовы подписаться, а на что - нет. В общем, что другие - взрослые дееспособные люди. Тогда не надо думать за них наперед, тем более, что эффективность этого процесса минимальна. Мне пока такое слабо удается.

Автор - Татьяна Лапшина

Гештальт-терапевт,  кандидат психологических наук

  • Телефон:  8-916-718-54-06 
  • Сайт: psyvert.ru
Sort:  

у каждого по сути свой выбор, кто то не может отказать своему начальнику, подразумевая риск в своей карьере, кто то тянет ношу своих колег а они посмеиваются за спиной, вон "лошара" тащит весь отдел, а мы прохлаждаемся а зарплата одинаковая,.. но у каждой ситуации свое развитие, в своей жизни я много раз говорил нет и колегам и соратникам и женщинам, хотя женщине сказать нет ...мммм ну очень трудно))) и как правило именно после слова нет в моей жизни начинался новый виток событий, выводящих меня на новый уровень, хотя были положительные моменты и после слова да!

In our life, sometimes you will not understand right away that it's better to say "yes" or "no", but I think it all depends on the situation and it's better to think about it first.

Coin Marketplace

STEEM 0.26
TRX 0.11
JST 0.033
BTC 64266.94
ETH 3077.24
USDT 1.00
SBD 3.87